Фастів онлайн » Історичні начерки » 135 лет Фастовской ж.д.

135 лет Фастовской ж.д.

0
135 лет Фастовской железной дороге.

Хотя вопрос о строительстве железной дороги, которая бы проходила параллельно Днепру, начали рассматривать в МПС и в Правительстве еще в конце 60-х годов XIX ст., неоднократно возвращаясь к нему на протяжении более 5 лет, к реальному воплощению проекта приступили только в 1873 году, когда царем был утвержден Устав Фастовской железной дороги. Поскольку эта железная дорога должна была стать весьма доходной, среди членов Правлении Акционерного Общества этой железной дороги закономерно оказались лица, владевшие большей частью железных дорог России: Поляков, Варшавский, Губонин и Кислаковский. Фамилии этих лиц нам уже неоднократно встречались как собственные имена паровозов, работавших на железных дорогах, принадлежавших этим лицам.
Строительные работы были начаты в том же году и через два года магистраль длиной 334 версты была открыта для движения от станции Фастов Киево-Брестской ж.д. до станции Знаменка Харьково-Николаевской ж.д. К дороге примыкали две ветки: Бобринская (сейчас ст. им. Т, Шевченко) - Черкассы (33 версты) и Цветково-Шпола (20 верст). На магистрали была построена 21 станция.
Уже с 1875 года творческая деятельность В. Куликовского связана со службой в управлении Юго-Западной железной дороги в Киеве. Творческим девизом В. Куликовского было со студенческих времен: «Творить полезное, но прекрасное».
135 лет Фастовской ж.д.
Как свидетельствуют документы, Валериан Адам Феликс Куликовский спроектировал и построил вокзал ІІ класса на ст. Фастов по индивидуальному проекту; возводились также паровозные депо, товарные сараи, сторожевые помещения, казармы и т.д.
135 лет Фастовской ж.д.
Построенный им вокзал представлял собой тип проходного или островного вокзала, расположенного между путями. Такое размещение пассажирских вокзалов приближает их к поездам и позволяет одновременно двум составам противоположных направлений подходить с двух сторон к вокзалу, таким образом позволяя станции справляться со всем объемом движения – увеличивая пропускную способность. Тогда подобное решение островного расположения здания вокзала считалось очень удобным и распространялось не только в России, но и в Германии. Станция Фастов принадлежала к Киево-Брестской железной дороге, отсюда же и начиналась Фастовская железная дорога.
Вот поэтому одна пассажирская платформа именуется «Киевской» (направление Киев-Казатин), а вторая «Фастовской» (начало бывшей Фастовской дороги, направление Фастов-Мироновка)
Устав Фастовской железной дороги определял, что к ее открытию на путях должны находиться 17 товаро-пассажирских и 34 товарных паровозов русского производства, причем их типы, как отмечалось, «по возможности должны быть одинаковыми и приспособленными к отоплению минеральным топливом» (то есть — углем).
135 лет Фастовской ж.д.135 лет Фастовской ж.д.
Однако Департамент железных дорог в апреле 1875 года уведомил железную дорогу, что сумеет ее обеспечить лишь 8 паровозами завода братьев Струве и 4 паровозами Мальцовского завода. В этой связи Правление Общества приняло меры к заказу паровозов за границей.
К 1 января 1876 года на дороге находилось 9 русских товарных паровозов и 22 товарных паровоза завода Гартмана.
К моменту открытия регулярного движения, на железной дороге было сосредоточено установленное Уставом число паровозов, которые были построены на 5 заводах, в том числе, двух иностранных. Они распределялись по трем депо — Фастовскому, Бобринскому и Знаменскому.
Открытие Фастовской железной дороги состоялось ноября 1876 года, причем начало ее деятельности пришлось на экономически неблагоприятный период: порты на Черном море были закрыты из-за Русско-Турецкой войны. Кроме того в связи с военными действиями 200 товарных вагонов у дороги бьли изъяты и переданы на Одесскую ж.д., а оставшиеся, в основном, использовались для военных перевозок. Тем не менее, дорога не только успевала осуществлять перевозки гражданских грузов, в основном сахара и сахарного песка, но и добилась того, что по размерам выручки на одну версту пути по итогам работы за первый год эксплуатации вышла на 10-е место среди 22-х железных дорог, открытых за период 1861-1871 гг.
Это был несомненный успех, подтверждавшийся тем, что отдельные паровозы имели годовой пробег до 56 тыс. верст, - один из наиболее высоких показателей на железных дорогах России. Можно найти считанное количество случаев, когда история сохранила для нас фамилии тех, кто трудился на паровозах тех лет. Отчет Акционерного Общества Фастовской железной дороги за 1877 год приводит сведения о том, что в этом году на пассажирском паровозе наибольший годовой пробег имел машинист Хоронжун (43,4 тыс. верст или ежесуточно около 140 верст), а на товарном паровозе – машинист Панчаков (41,5 тыс. верст или более 130 верст в сутки).
Серии паровозам выбирались, как производные от первой буквы названия завода. Так паровозам Коломенского завода была присвоена серия ’’К’’, Мальцовского — ’’М’’, Зигля —’’ З’’ и Гартмана – ’’Г’’. Для товарных паровозов к их сериям были установлены дополнительные индексы ’’т’’ (то есть «товарный»), а для товарно-пассажирских лишь спустя несколько лет был предусмотрен индекс ’’п’’ (то есть «пассажирский»).
Товарные паровозы на Фастовской железной дороге были только трехосные. В 1875 году поступили 4 паровоза, построенных на заводе Мальцова в Людинове, в период 1875-1876 годов прибыли товарные паровозы, построенные на Коломенском заводе, а самая большая партия паровозов (22 шт.) была получена с завода Гартмана в Саксонии. Паровозы Гартмана были распределены между депо Бобринская (16 шт.) и депо Фастов (6 шт.)
135 лет Фастовской ж.д.135 лет Фастовской ж.д.135 лет Фастовской ж.д.
Основными товарами, перевозившимися по дороге, были пшеница, рожь, ячмень, овес, сахар, лесоматериалы, дрова и уголь. Ежесуточно по дороге отправлялись 4 пары товарных поездов и одна пара товаро-пассажирских.
Обычно товаро-пассажирские поезда на Фастовской ж.д. состояли из 7-8 вагонов, а товарные — из 21-22 вагонов, из которых гружёными нередко были лишь 16-17 штук.

Как самостоятельная магистраль Фастовская железная дорога просуществовала до 1 января 1897 года, после чего её включили в состав Юго-Западных железных дорог. Фастовское отделение Юго-Западной железной дороги просуществовало до 1955 года, когда и было расформировано и вся инфраструктура передана под управление Казатинского отделения.

А так до недавнего времени выглядел вокзал, построенный в 1952 году и уничтоженный в 2011 году.
135 лет Фастовской ж.д.
135 лет Фастовской ж.д.



Литература:

1. Архивные материалы Фастовского государственного краеведческого музея.
2. Паровозы железных дорог России 1837-1890. В 2-х частях. Часть II Тищенко В.Н. Паровозы железных дорог России 1837-1890. В 2-х частях. Часть II
Железнодорожное дело Москва 2008


{link_on_forum}



Думки в голос:


  • Коментарі
  • "Вконтакте"
  • FaceBook

Інформаційне повідомлення

Відвідувачі, які знаходяться в групі Гості, не можуть залишати коментарі в даній статті.

Фотогалерея

Останні 10 фото з ГАЛЕРЕЇ Фастова

  • Дубравушка Club (заміський комплекс) 2

    Дубравушка Club (заміський комплекс) 2

    Категорія: Дубравушка Club (заміський комплекс)
    Коментарі (0)
  • Дубравушка Club (заміський комплекс) 1

    Дубравушка Club (заміський комплекс) 1

    Категорія: Дубравушка Club (заміський комплекс)
    Коментарі (0)
  • Королева и её подданные

    Королева и её подданные

    Категорія: borisovich (цветы)
    Коментарі (4)
  • Фастів сучасний 120

    Фастів сучасний 120

    Категорія: Фастів сучасний
    Коментарі (0)
  • Фастів сучасний 119

    Фастів сучасний 119

    Категорія: Фастів сучасний
    Коментарі (0)
  • Фастів сучасний 118

    Фастів сучасний 118

    Категорія: Фастів сучасний
    Коментарі (0)
  • Маммилярия 133

    Маммилярия 133

    Категорія: borisovich (цветы)
    Коментарі (0)
  • не знаю 132

    не знаю 132

    Категорія: borisovich (цветы)
    Коментарі (0)
  • Scilla bifolia 131

    Scilla bifolia 131

    Категорія: borisovich (цветы)
    Коментарі (0)
  • Весна не за горами 130

    Весна не за горами 130

    Категорія: borisovich (цветы)
    Коментарі (0)
 
Серпень 2017
1Вт2Ср3Чт4Пт5Сб6Нд7Пн8Вт9Ср10Чт11Пт12Сб13Нд14Пн15Вт16Ср17Чт18Пт19Сб20Нд21Пн22Вт23Ср24Чт25Пт26Сб27Нд28Пн29Вт30Ср31Чт
Останні оголошення на FASTIV.com.ua

Продаж

Кормушка самосвал для зимней рыбалки  0,42 л.
16 грудня 2016
Кормушка самосвал для зимней рыбалки 0,42 л.

Продам кормушку-самосвал для прикормки рыбы. Может служить, как для зимней, так и для летней рыбалки. Кормушка предназначена доставлять вашу…

Купівля

Куплю б/в металопластикові вхідні двері
30 вересня 2015
Куплю б/в металопластикові вхідні двері

Куплю б/в металопластикові вхідні двері. 0503256372

Послуги

Доставка Воды
30 листопада 2016
Доставка Воды

Доставка бутилированной воды тм Эталон. Сертифицированная. Глубина скважины 323м. Доставка раз в неделю. Залоговая цена 1-го бутля-110грн.…